Шведский язык официальный. Шведский язык. Современный шведский язык
О Т А В Т О Р О В
C уществуют разные способы изучения иностранного языка. Один из них - изучение языка по самоучителю. Книга, которую вы держите в руках, предназначена для тех, кто никогда не учил шведский язык и хочет овладеть им самостоятельно.
Самоучитель состоит из фонетического вводного курса и 23 уроков основного курса. В каждом уроке вы найдёте интересный текст о жизни двух подруг - Кайсы и Пии или текст о жизни в Швеции, её культуре и истории. Также в каждом уроке приводятся сведения из области грамматики и простые упражнения с ключами (т. е. правильными вариантами выполнения заданий). Все ключи собраны в соответствующем разделе в конце самоучителя. То, что упражнение снабжено ключом, указывается с помощью специального значка, например:
Ñ У П Р А Ж Н Е Н И Е 3 .
Тем, кто всерьёз интересуется шведским образом жизни, предназначен раздел «Страноведение», где по-русски или по-шведски можно прочитать о шведах и Швеции. В каждом уроке приведён краткий словарь новых слов, употреблённых в уроке, а в конце учебника имеются полные шведско-русский и русскошведский словари.
Книга снабжена компакт-диском , прослушивая который вы сможете познакомиться с живой шведской речью. Выполняя упражнения на аудирование, вы сможете освоить шведское произношение и понять речь. Для того чтобы вы не забывали прослушивать диск, все записанные на нём материалы, имеющиеся в книге, мы пометили специальным значком, например:
² ДИАЛОГ
Также в учебнике вы найдёте много стихов шведских поэтов и отрывков из книг и газет. В начале учебника слова даются с транскрипцией (русскими буквами), дальше слова будут приведены без транскрипции, так как в шведском существуют устойчивые правила чтения. Простые тексты в начале учебника, а также некоторые сложные тексты будут иметь параллельный перевод.
Желаем вам приятного знакомства со шведским языком и Швецией. Välkommen!
Екатерина Хохлова закончила факультет журналистики МГУ, где изучала шведский язык и теорию перевода, а также училась в университете города Умео в Швеции, а в данный момент преподает шведский в Скандинавской школе в Москве. Она обожает шведскую музыку и торт «Принцесса».
Пия Бьёрен изучала русский язык в Москве и Санкт-Петербурге, а затем решила поступить на медицинский факультет в университет города Умео на севере Швеции. Она любит Россию, русский язык, мультик про Петтсона и Финдуса, а также горячий шоколад и танцы.
В В О Д Н Ы Й К У Р С
ШВЕДСКИЙ ЯЗЫК
Ш ведский язык - государственный язык Швеции, на нем говорят около девяти миллионов человек. В Финляндии он является вторым государственным языком, дети изучают его в школе. Шведский язык принадлежит к группе германских языков. Он очень похож на норвежский и датский и является самым популярным скандинавским языком среди иностранцев, - возможно, потому, что на нём говорит большинство жителей всего Скандинавского полуострова. В грамматике и лексике шведского языка много общего с английским и немецким языками.
Сравните:
Иностранцам шведский язык часто напоминает немецкий, - наверно, потому, что, являясь языком германской группы, шведский в Средние века и Новое время пережил повторное немецкое влияние: тогда в Швецию приезжало много торговцев, строителей и ремесленников, которые привнесли в язык немецкие слова. В шведском, как и в немецком, много длинных многокорневых слов, вроде pianomusik - фортепьянная музыка , musikskola - музыкальная школа и т. д. Сами шведы шутят, что шведский язык - это английская грамматика плюс немецкие слова.
Грамматика шведского языка значительно легче немецкой. Самое сложное при изучении - лексика и мелодика языка.
Как известно, язык живёт дольше, если на нём существуют замечательные произведения литературы. Во всём мире знают известных шведских писательниц Астрид Линдгрен и Сельму Лагерлёф. Шведские детские книги и шведские детективы (Хеннинг Манкелль, Хокан Нессер, Лиса Марклунд) с удовольствием читают во многих странах. Выучив шведский, и вы сможете приобщиться к богатому культурному наследию этой северной страны. Поскольку шведский похож на другие скандинавские языки: норвежский, датский и исландский, то, зная его, вы сможете ориентироваться и в других скандинавских странах. А сейчас давайте познакомимся со шведским алфавитом.
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
|||
Шведский алфавит |
|||
² Шведский |
Название буквы |
||
A: (а) |
en katt [катт] - кот |
||
Be: (бе) |
att bo [бу:] - жить |
||
Se: (се) |
ett centrum [сентрум] - центр |
||
De: (дe) |
en dag [да:г] - день |
||
E: (э) |
elak [*э:лак] - злой |
||
Ef: (эф) |
fem [фемм] - пять |
||
Ge: (ге) |
en gata [*га:та] - улица |
||
Ho: (хо) |
en hall [халль] - прихожая |
||
I: (и:) |
en sil [си:ль] - сито |
||
Ji: (йи) |
Jonas [*ю:нас] - Юнас (имя) |
||
Ko: (ко) |
en ko [ку:] - корова |
||
El: (эль) |
en lampa [*лампа] - лампа |
||
Em: (эм) |
en man [манн] - человек |
||
En: (эн) |
ett namn [намн] - имя |
||
U: (у) |
en ros [ру:с] - роза |
||
Pe: (пе) |
ett par [па:р] - пара |
||
Ku: (ку) |
Enquist [э:нквист] - Энквист (фамилия) |
||
Aer (эр) |
en rad [ра:д] - ряд |
||
Es: (эс) |
en sil [си:ль] - сито |
||
Te: (те) |
en teve [*те:ве] - телевизор |
||
Uu: (у) |
under [ундэр] - под |
||
Ve: (ве) |
en vas [ва:с] - ваза |
||
Dubbelve: (дуббельве) |
en watt [ватт] - ватт (единица измерения) |
||
Ek:s (экс) |
sex - шесть |
||
Y: (между у и ю) |
en by [бю:] - деревня |
||
*Se:ta (сэта) |
en zon [су:н] - зона |
||
O: (о:) |
ett råd [ро:д] - совет |
||
æ: (э:) |
en häst [хэст] - лошадь |
||
Ö: (между о и ё) |
en ö [эё] - остров |
||
К ОММЕНТАРИИ
Ÿ Еn/ett - неопределённый артикль существительных; лучше заучивать слова сразу с артиклями.
Ÿ Аtt - частица, обозначающая инфинитив глагола.
Ÿ ’/* - знаки ударения, о них речь идёт ниже.
Ÿ Долгота гласного звука обозначается знаком: (например, а:).
Долгота звуков
Шведские гласные и согласные звуки бывают долгие и краткие. Рассмотрим сначала гласные звуки.
Долгота гласных звуков
Гласные в безударных слогах и гласные в закрытых слогах - краткие . Гласные в открытом слоге - долгие .
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
Открытым в шведском языке считается слог, в котором после гласной идёт одна согласная или согласная и гласная: en ra d [ра:д] - ряд . Закрытым считается слог, в котором представлены две согласные или одна согласная на конце слова: en ha tt [хатт] - шляпа.
Сравните!
² Долгий гласный - краткий гласный
Запомните!
Если в слове несколько долгих гласных, то они имеют разную долготу. Самый долгий - ударный гласный, обычно в первом слоге. Гласный под ударением автоматически удлиняется. Например: в слове en lärare [*лэ :рарэ] учитель звук [э ] - ударный и самый долгий, звук a -
менее ударный и короче, а конечный звук [э ] - безударный и самый короткий.
Долгота согласных звуков
Долгий согласный звук обозначается на письме удвоенной согласной буквой: att titt a смотреть , att hopp a прыгать .
Исключение:
долгий [к:] обозначается на письме сочетанием ck [кк]: en flick a [*фликка] девочка , en brick a [*брикка] поднос , att tack a [*такка] благодарить .
В транскрипции традиционно долгий согласный обозначают двоеточием , . В этом учебнике для удобства чтения транскрипции он будет обозначаться удвоением буквы: en flicka [*фликка] девочка .
При произношении долгого согласного следует делать мини-паузу в середине звука и тянуть согласный звук так, как вы бы сделали это с гласным. Произносить два согласных слитно - ошибка!
Запомните!
1. Долготу звуков следует соблюдать, так как многие слова отличаются друг от друга исключительно долготой и ошибка в произношении может исказить смысл. Например:
en sil [си:ль] сито; en sill [силль] селедка.
Согласитесь, лучше их не путать!
2. В шведском языке нет дифтонгов - двойных гласных, произносящихся как один звук. Все звуки произносятся отдельно. Например:
Europa [*эуру:па] Европа.
3. В шведском языке нет звуков [ч], [ц], [з], [дж], а буквы q [к], z [с], w [в] встречаются только
в фамилиях и словах иностранного просхождения. Например:
Waldemar Вальдемар (имя), Enquist Энквист (фамилия) .
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
Ударение
Шведский язык (наряду с норвежским) отличается от других скандинавских и европейских языков тем, что в нём есть мелодика, создаваемая тоническим ударением. По версии учёных, такой же мелодикой обладал древний индоевропейский язык санскрит. Этот тип ударения характерен для многих восточных языков, но уникален для европейских. Итак, в шведском языке есть два типа ударения: тоническое и динамическое.
Тоническое (музыкальное, мелодическое) ударение - гравис - можно выучить, подражая носителям языка или используя метод «китайского болванчика»: представлять, что при произношении слова вы качаете головой из стороны в сторону.
Основное ударение при этом падает на первый слог, а дополнительное, более слабое, - на второй. Иногда в слове может быть целых три ударения, как в слове U ppsa la Упсала или lä rare учитель например, и тогда они различаются по силе: первое ударение самое сильное, второе слабее, третье едва слышно. Особенно хорошо удаётся передать мелодику шведского языка людям с хорошим музыкальным слухом.
Тоническое ударение может быть только в словах, состоящих из более чем одного слога. Оно всегда присутствует в инфинитиве глагола и в словах общего рода (см. раздел «Род существительных»), заканчивающихся на гласную, а также часто в двух- и трёхсложных словах, вроде en ordbok словарь , ett vinglas бокал , en folkvisa народная песенка , и словах, оканчивающихся на сложные суффиксы -dom , -skap, -lek и др. Чтобы научиться произносить слова со шведской интонацией и правильно делать ударения, нужно слушать аудиозапись и повторять за диктором. Очень полезно читать стихи, в которых ритм и рифма подскажут, как правильно расставить ударения.
² У П Р А Ж Н Е Н И Е № 1 . Прослушайте и повторите за диктором.
att tala [*та:ла] - говорить |
mellan [*меллан] - между |
att måla [*мо:ла] - рисовать |
en docka [*докка] - кукла |
att rita [*ри:та] - чертить |
en pojke [*пойке] - мальчик |
att hoppa [*хоппа] - прыгать |
en bricka [*брикка] - поднос |
att titta [*титта] - смотреть |
en lärare [*лэрарэ] - учитель |
att veta [*ве:та] - знать |
en mamma [*мамма] - мама |
elak [*э:лак] - злой |
en pappa [*паппа] - папа |
В некоторых словах ставится только обычное ударение, силовое (динамическое) , как в русском языке. Падает оно в основном на первый слог: ga mmal старый , en sy ster сестра , en vi nter зима . В словах иностранного происхождения ударение часто падает на последний слог en stude nt студент , ett bibliote k библиотека , ett konditori кондитерская ). В иностранных словах нет тонического ударения - грависа.
В этом учебнике тоническое ударение в транскрипции обозначается знаком * в начале слова. Отсутствие знака * означает, что ударение в слове не тоническое, а только силовое (динамическое). Если такое ударение падает на первый слог, оно в транскрипции никак не обозначается. Если же обычное, силовое ударение падает не на начальный слог, его место обозначается знаком ’ непосредственно перед ударным гласным.
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
Чтение и произношение
В приведённой ниже таблице даётся примерное произношение шведских звуков.
Гласные буквы
А - читается как [а] (как первый звук в слове а стра ): долгий - en dag [да:г] день ; краткий - en hatt [хатт] шляпа
Å - читается как [о] (как первый звук в слове о блако ): en båt [бо:т] лодка , ett ålder [ольдер] возраст
О - читается как [у] в словах en bok [бу:к] книга , en moster [*мустэр] тетя
Читается как [о] в слове en son [со:н] сын
U - читается как звук, средний между [и] и [у] (при этом губы растянуты, словно вы хотели произнести [и], а получилось [у]): du [ду:] ты , en buss [бусс] автобус
E - читается как звук, средний между [э] и [е], как в русском слове щель : tre [тре:] три , vettig [*веттиг]
разумный
- без ударения на конце слова произносится как [э]: en lärare [*лэрарэ] учитель
Ä - читается как [э] (как первый звук в слове э тот ): att äta [*э:та] есть , att mäta [мэ:та] измерять
Перед r произносится как открытый звук [э] (как в английском a man или русском пять - губы растянуты, челюсть опущена вниз): en ära [э:ра] честь
I - читается как [и] (как первый звук в слове и мя ): en bil [би:ль] машина , att hitta [*хитта] находить
Y - в русском языке эквивалента нет, произносится немного похоже на [ю] в словах люк , ридикюль , т. е. как звук, средний между [у] и [ю]; иностранцам в таких случаях часто слышится [и]):
ny [ню:] новый , nyss [нюcc] только что
Ö - читается как звук, средний между [о] и [ё] (в русском языке нет такого звука, самый близкий по звучанию - ё в слове сл ё зы ): en snö - cнег , en höst [хёст] осень
Запомните!
Буква о может обозначать звуки [о] и [у]. Правил не существует.
Согласные буквы
Запомните!
В шведском языке нет звуков [ц], [з], [ч], [дж]. Многие слова шведы произносят по-особому.
C - читается как [c] перед i , e , y , ä , ö (как первый звук в слове с иний ): en cirkus [сиркус] цирк , в других положениях - как [к]: en crawl [кро:ль] - кроль
G - читается как [й] перед i , e , y , ä , ö : ge [йе:] давать - и на конце слов после l , r : färg [фэрьй]
- читается как [г] в других положениях: gav [га:в] дал
- на конце слов может как произноситься, так и не произноситься, ср.: ett lag [лаг] команда , ett slag [слаг] удар , но: jag [йя:г] я , rolig [*ру:л:и] весёлый , onsdag [*унсда] среда
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
||
Окончание таблицы |
||
Читается как [х], но звучит слабее, чем в русском, и напоминает выдох: аtt ha [ха:] иметь |
||
Читается как [й]: jag [й:яг] я , maj [май] май |
||
Звучит мягче, чем в русском: tolv [тольв] двенадцать , en sil [си:ль] сито |
||
Как и в английском языке, произносятся с придыханием, на выдохе, как h |
||
Читается как [кс]: ett exempel [экс‘эмпэль] пример , sex [сэкс] шесть |
||
Читается как русское [c]: en zon [су:н] зона |
||
Сложные случаи произношения
Ÿ Сочетание rs читается как [ш] как внутри слова: mars [маш] март , torsdag [*тушда] четверг , att förstå [фёшт‘о] понимать , так и на стыке разных слов: var snäll [вашн‘элль] будь добр .
Ÿ Буква r в сочетаниях rd , rl , rt , rn после гласной произносится горлом и едва слышится, как в английских словах car, barn. Примеры: bort [бор т] прочь , ett barn [‘бар н] ребёнок . Звук [р] такого качества будем помечать подчёркиванием: [р ].
Ÿ В сочетаниях rg , lg , arg - g на конце слов после согласной произносится как [й]: en älg [‘эльй] лось , arg [арьй] злой , en borg [борьй] замок.
Ÿ В сочетаниях ng , gn при произношении воздух как бы идёт в нос - произносится звук [н] носовой, который соответствует назальному [н] во французском и английском языках. Буква g при этом не произносится. Встречается в словах: Ingmar [инг мар] Ингмар (имя), en vagn [вагн ] вагон , många [*монг а]
много.
Ÿ В сочетании nk также произносится носовой звук [н], при этом k произносится: en bank [бан к]
банк.
Ÿ В словах, начинающихся с сочетаний dj , lj , hj , gj , первый согласный не произносится: djup [ю:п] глубокий , ett ljud [ю:д] звук , en hjälp [йельп] помощь.
Ÿ Сочетания tj, kj произносятся как русский звук [щ]: en kjol [щуль] юбка , tjugo [*щюгу] двадцать .
Ÿ sj , skj и stj - существует три разных варианта произношения этих звуков в разных регионах Швеции. Изучающим шведский язык рекомендуется выбрать один вариант и остановиться на нём. Например, можно произносить нечто среднее между [х] и [ш], как бы [ш] с придыханием: en stjärna [*шэрна/хэрна] звезда , en skjorta [*шу:рта/ху:рта] рубашка , sju [шу:/ху:] семь .
Ÿ Сочетание -ti - в суффиксе -tion- произносится как [ш] или [х] - en station [сташ/х’у:н] станция , en revolution [революш/х’у:н] революция .
Внимание!
Обратите внимание на то, что звук [ш] может произноситься по-разному, поэтому слушайте аудиозапись и старайтесь подражать носителям языка.
Запомните!
Звук [й] в шведском языке произносится двояко:
Ÿ обозначенный на письме буквой j , произносится, как и в русском языке, - [й] (как первый звук в слове ель, Йорк );
Ÿ обозначенный на письме буквой g , он имеет призвук [гх] (как в украинском языке - [гх]рибы, ма [гх]азин ): ett gym [йюмм] - спортивный зал , att gilla [*йилла] - любить.
В В О Д Н Ы Й К У Р С |
Произношение g , k , sk
Согласные g , k , sk произносятся по-разному в зависимости от стоящего после них гласного.
Перед a , å , о , u |
||||
g произносится как [г] |
k произносится как [к] |
sk произносится как [ск] |
||
en ga ta [*га:та] улица |
en ka tt [катт] кот |
en sko la [*ску:ла] школа |
||
en gå rd [гор :д] двор |
ett ko rt [кур т] карточка |
en sko [ску:] туфля |
||
ga len [*га:лен] безумный |
en kå l [ко:ль] капуста |
en ska ta [*ска:та] сорока |
||
Перед e , i , y , ä , ö |
||||
g произносится как [й/гх] |
k произносится как [щ] |
sk произносится как [ш] |
||
att gi lla [*йилла] любить |
kä r [щэ:р] влюбленный |
en ski da [*шы:да] лыжа |
||
ett gy m [йюмм] спортивный зал |
att ki ttla [*щитла] щекотать |
att sky lla [*шулла] винить |
||
gjä rna [*йе:р на] охотно |
att köpa [щёпа] покупать |
en skä rm [шэрм] экран |
||
² У П Р А Ж Н Е Н И Е № 2 . Прослушайте и повторите за диктором.
ett hjärta [*ер та] - сердце djup [ю:п] - глубокий
ett ljud [ю:д] - звук
att ljuga [*ю:га] - обманывать gjorde [*ю:р де ] - делал
ett centrum [сентрум] - центр en cirkus [сиркус] - цирк
en zon [су:н] - зона
en zebra [се:бра] - зебра (долгий [е] в этом слове - исключение из правил)
ja [йя] - да jag [йя] - я
jätte- [*йетте] - очень maj [май] - май
en pojke [*пойке] - мальчик
ett ba:rn [бар н] - ребёнок bort [бор т] - прочь
ett kort [кур т] - карточка ett hjärta [*йер та] - сердце en karta [*ка:р та] - карта
arg [арьй] - злой en älg [эльй] - лось
en borg [борьй] - крепость Göteborg [йётеб’орьй] - Гётеборг
många [*монг а] - много Ingmar [*инг мар] - Ингмар ett regn [рэгн ] - дождь
en vagn [вагн ] - вагон, коляска
en station [сташ‘у:н] - станция
en revolution [революш‘у:н] - революция en situation [ситуаш‘у:н] - ситуация старый god [гу:] - добрый
att gilla [*йилла] - нравиться, любить ett gym [йюмм] - спортивный зал gärna [*йе:р на] - охотно
att gömma [*йёмма] - прятать
en katt [катт] - кошка
en karta [*ка:р та] - карта
ett kort [кур т] - карточка en kål [ко:ль] - капуста
en skola [*ску:ла] - школа
en sko [ску:] - ботинок/туфля
ett skådespel [*ско:дэспе:ль] - спектакль en skam [*скамм] - стыд
en skida [*ши:да] - лыжа en skärm [*шэрм] - экран
ett skimmer [*шиммер] - блеск
Цифры и числа
ПРИМЕРЫ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
5 + 6 = 11 fem plus sex är elva 11 – 5 = 6 elva minus fem är sex 3 + 4 = 7 tre plus fyra är sju
10 – 2 = 8 tio minus två är åtta
Han heter Valter.
Han är advokat.
Jag har en syster också.
Hon heter Riita.
Jag har en svensk kompis.
Hon heter Pia. Hon bor också i Umeå.
Меня зовут Кайса. Мне двадцать лет.
Я живу сейчас в Умео, в Швеции, но я приехала из Финляндии.
Я говорю по-фински, по-русски и немного по-анг- лийски.
Моя мама из России. Её зовут Лена.
Мой отец из Финляндии. Он любит Швецию.
Я изучаю литературу и шведский в университете Умео.
У меня есть молодой человек. Его зовут Вальтер.
Он адвокат.
У меня также есть сестра. Её зовут Риита.
У меня есть шведская подруга.
Её зовут Пия. Она тоже живёт в Умео.
Слова и выражения к тексту
Здесь и далее слова даются с грамматическими пометами. Для существительных (advokat -en, -er адвокат ) указываются окончание определённой формы - advokat en (см. урок 4, с. 43) и множественного числа - advokat er (см. урок 7, с. 66), для глаголов - тип спряжения (см. далее в этом уроке с. 13, а также урок 18, с. 159). Другие части речи комментариями не снабжаются.
advokat -en, -er - адвокат |
heta (2) - зваться |
också - тоже |
bo (3) - жить |
hon - она |
pojkvän -nen, -ner - бойфренд, |
engelska -n - английский язык |
i - в |
молодой человек |
finska -n - финский язык |
kompis -en, -ar - друг |
studera (1) - изучать |
från - из |
lite - немного |
svensk - шведский |
gilla (1) - любить |
min - мой |
svenska -n - шведский язык |
ha (4) - иметь |
nu - сейчас, теперь |
tala (1) - говорить |
han - он |
och - и |
К ОММЕНТАРИИ
Ÿ Jag heter ... - Меня зовут ... (обратите внимание: местоимение jag стоит в именительном падеже!).
Скандинавские страны расположены на севере Европы и территориально включают в себя Данию, Норвегию, Швецию, Исландию и Финляндию. Все государства характеризуются наличием общей истории и культуры и периодически объединялись в разнообразные союзы и унии.
Каждого, кто собирается в поездку на эти «земли викингов», интересует вопрос, на каком языке ему предпочтительнее общаться с местными жителями, какое наречие наиболее общеупотребимо, и, если выбирать между двумя самыми распространенными североевропейскими лингвистическими группами — шведской или норвежской, что изучать будет легче и проще.
Для чего вам может понадобиться шведский или норвежский
Как правило, те, кто всерьез задумывается об изучении шведского или норвежского языка, ставят перед собой конкретные цели, такие как:
Причин для изучения языков может быть еще больше, поэтому для каждого человека обязательно найдется подходящая для него методика. Достичь своей цели и свободно говорить на шведском или норвежском вполне реально, главное, знать особенности обоих языков и выбрать правильное направление для их освоения.
Особенности шведского языка
Практически все, кому впервые попадается разговорный или письменный шведский язык, обращают внимание на ряд особенностей, характерных для его грамматики и словообразования:
Особенности норвежского языка
Основой норвежского языка является «риксмол» — переформатированный датский, который был распространен здесь во время господства Дании. Современный норвежский язык подразделяется на классический литературный (в стране его называют «букмол») и «нюнорск» (что в дословном переводе звучит как «новонорвежский»). В обоих вариантах используется латиница, а к буквам английского языка прибавляются еще три – å, æ и ø. Всего на норвежском языке разговаривает чуть более 5 млн. человек, проживающих непосредственно в стране и около 60 тысяч из тех, кто выехал за ее пределы. Норвежский язык считается средним по сложности, но те, кто знает английский, выучат язык «страны фьордов» быстрее.
Начать обучение норвежскому необходимо с букмола, затем постепенно добавлять правила грамматики и разговорные особенности нюнорска. Лингвисты предупреждают, что, даже проштудировав учебник классического норвежского, вы можете не понять человека, говорящего на другом диалекте, поэтому за основу берут наречие столичного региона и Осло. Главными особенностями норвежского языка можно назвать следующие:
- Специфическое произношение гласных, согласных букв и дифтонгов. Несмотря на то, что в большинстве случаев слова звучат так же, как и пишутся, некоторые нюансы все-таки существуют и познакомиться с ними можно во время прослушивания живой речи. При этом, в каждой области могут быть свои самобытные «фишки» в написании, звучании или переводе.
- Глагольных времен не так много, как в английском, но все слова, обозначающие действие, по лицам и склонениям не изменяются.
- Существительное имеет всего три формы, падежей нет, а множественное число, в отличие от шведского, образуется по одному алгоритму.
- Родов у слов, обозначающих предметы, всего три – мужской, женский и средний, при этом слов женского рода очень мало и их всегда можно заменить на мужские.
Парадокс норвежского языка состоит в том, что при всей его легкости, выучить самостоятельно его будет довольно непросто. Наличие большого количества тонкостей в употреблении лексических единиц, словосочетаний может испугать новичка, если он не изучает язык с опытным педагогом. Доверять непроверенным учебникам, онлайн урокам или сомнительным сайтам, гарантирующим свободное владение языком уже за месяц нельзя. В Норвегии самые прогрессивные курсы предлагают базовое знание основных диалектов минимум за полгода. Языковой материал необходимо начать осваивать с теории, затем подключить практику, разговор, диалоги, потом плавно перейти к письму, чтению и пересказу.
Варианты изучения шведского или норвежского
Вариантов изучения скандинавских языков несколько самыми распространенными считаются следующие:
- Использование учебников и разговорников. Такой способ имеет право на существование, несмотря на ряд недостатков. Например, сложности с приобретением подобной литературы, невозможности поставить произношение и спросить совета у знающего человека, который также сможет указать на ошибки.
- Видео- и аудио-уроки. Современные интернет-ресурсы предлагают огромное количество материалов любого характера, в зависимости от уровня подготовки человека, однако, обучение вы будете вести сами с собой, без рекомендаций, советов или исправлений, что будет барьером на пути к нормальному знанию норвежского или шведского.
- Языковая группа. Неплохой вариант, но малодоступный: во-первых, желающих изучать столь редкие языки найдется немного, а, во-вторых, стоимость обучения будет гораздо выше, чем за французский, немецкий или испанский.
- Репетитор. Один из самых продуктивных способов выучить язык, однако, такого педагога может просто не найтись в вашей местности, да и почасовая оплата будет очень высокой.
Как лучше всего изучать шведский или норвежский
На шведском языке разговаривает более 9 миллионов человек, на норвежском — почти в 2 раза меньше. Шведские диалекты сложнее, чем норвежские, а лексические обороты одинаково непросто строить в обоих языках, поэтому определить, какой язык лучше изучать шведский или норвежский можно исходя из общих сведений об особенностях того или другого и в зависимости от необходимости. В любом случае, единственно правильным выходом будет обратиться к специальным онлайн-школам, сочетающим в себе все способы изучения языков, в том числе скандинавской группы. Неоспоримыми преимуществами такого обучения считаются:
Чему обучают в языковой онлайн-школе
К услугам таких порталов прибегают как новички, так и те, у кого уже имеются определенные знания в норвежском или шведском. Даже если вы ранее никогда не имели представления о каком-либо языке, у вас будет возможность изучить его с азов, что подразумевает под собой овладение:
- алфавитом;
- произношением и его спецификой;
- правилами грамматики, знаниями в области написания слов и предложений;
- разговорной речью;
- сведениями о культуре, особенностях, традициях и обычаях народов Норвегии или Швеции.
Для этих целей к вашим услугам предоставляются следующие возможности:
- мини-курс по скайпу (длится 3-4 недели);
- базовый курс (от 20 недель);
- общение с носителем языка (10 занятий минимум);
- индивидуальные занятия (программа формируется конкретно под каждого человека);
- языковой марафон (соревнование с теми, кто изучает язык одновременно с вами).
Для большей мобильности и удобства, ученики могут использовать любые электронные устройства, работающие на базе IOS или Android, а подавляющее большинство обучения проводится бесплатно. Уже после нескольких месяцев вы будете способны грамотно изъясняться, строить предложения, воспринимать язык на слух, правильно произносить самые сложные слова, читать и переводить простые тексты. Для каких бы целей вам не понадобился норвежский или шведский, и какой бы из них вы не выбрали, достичь совершенства вам поможет удобная, доступная и эффективная языковая онлайн-школа.
Самым частым вопросом у человека, начинающего изучать диалект, на котором разговаривают жители Королевства Швеции – за какое время можно выучить шведский язык . Скорость овладения любым наречием зависит от ряда факторов:
При занятиях по несколько часов 2-3 раза в неделю, вы вполне сможете хорошо говорить на шведском, однако, все зависит от индивидуальных способностей человека. Для кого-то будет достаточно месяца, некоторые смогут через несколько лет преодолеть языковой барьер и полноценно общаться с гражданами Швеции. В любом случае, важно сразу определиться, что быстро достичь совершенства не получится, но освоить шведский вполне реально, причем в самые кратчайшие сроки.
Насколько шведский сложен
Сложность языка является субъективным понятием и потому однозначного ответа вам не даст даже профессиональный лингвист. Единственное, что важно для новичка – желание учиться. Кроме того, если вы ранее имели дело с английским или немецким, овладеть шведским вам будет гораздо легче. К наиболее непростым особенностям языка «страны викингов» можно отнести:
наличие всего двух родов имен существительных – общего (сюда относят мужской и женский) и среднего;
по падежам изменяются только местоимения, а вот существительные нет;
глагол имеет всего четыре временных формы;
склонение прилагательных представляет некоторую сложность, несмотря на кажущуюся простоту;
произношение звуков, тоническое и музыкальное ударение, краткость и долготу гласных и согласных освоить без живого общения нереально;
ученика порадует простота чтения, правда, транскрипции в словарях нет, но есть руководство по чтению.
Зачем нужен шведский, если знаешь английский
Согласно общепринятому мнению, все жители Европы владеют английским языком в совершенстве и смогут общаться с вами беспрепятственно, однако, это только отчасти так. На самом деле в Швеции язык Британии знает молодое поколение, изучавшее английский в школе. Люди среднего и пожилого возраста не настолько осведомлены в английском, так как в учебных заведениях преподавание языка началось в середине прошлого века. К тому же, изучение шведского может вам пригодится для:
Иммиграции в Швецию. Местные жители очень любят свою страну и гордятся ее культурой, поэтому настороженно относятся к тем, кто не хочет интегрироваться в их общество. Стать своим вы сможете только тогда, когда заговорите на шведском, а до тех пор коммуникация со шведами будет затруднена.
Ведения бизнеса. Вести переговоры с деловыми партнерами, встречаться с производителями, покупателями или заказчиками, говорящими на шведском, рано или поздно вынудит вас освоить их язык. Кроме того, финансовую информацию лучше сохранять в тайне, а услуги переводчика стоят баснословных денег.
Устройства на работу. Найти в Швеции высокооплачиваемую работу – мечта многих наших соотечественников. Сделать карьеру без знания шведского никому не под силу, поэтому его изучение – отличный повод для поиска престижной вакансии.
Получения высшего образования. Немногие знают, насколько дешево стоит обучение в шведских вузах, но никто не сомневается в его качестве. Большая часть частных университетов принимает абитуриентов без сдачи вступительных экзаменов, а муниципальные учреждения предоставляют возможность учиться бесплатно. Единственное, что вам потребуется для того, чтобы стать студентом – изучить шведский.
Жизни в Швеции или в одной из стран Скандинавии. Когда-то шведский, норвежский и датский были одним диалектом, но и сейчас жители этих трех стран неплохо понимают друг друга, а в Финляндии шведский официально является вторым государственным языком.
Работы переводчиком. Благодаря тому, что шведским владеет всего 10 млн. человек по всему миру, перевод на этот язык пользуется спросом и оплачивается очень достойно.
Методы изучения шведского
По причине того, что шведский язык не настолько распространен как английский или немецкий, его изучение не пользуется спросом, поэтому найти в своем городе группы по изучению шведского будет довольно сложным делом. В мегаполисе шанс гораздо больше, но когда будет сформирована группа, тоже неизвестно. Что делать, если шведский вам понадобился срочно, и какие методы самостоятельного изучения предлагает современная лингвистика?
Наиболее традиционным способом освоения шведского языка считается использование учебников, словарей, разговорников и специальных пособий. Однако, такой вариант поможет в изучении грамматики, письма и чтения, а вот с произношением справиться будет непросто.
Еще один метод – обучение с помощью аудио- видеоматериалов, интерактивных уроков. Интернет предлагает огромное количество занятий по шведскому, однако, игры, специальные программы, тесты и упражнения не смогут помочь в правильной последовательности, с которой необходимо изучать язык, к тому исправить ваши ошибки будет некому.
Занятие с репетитором – самый классический и наиболее эффективный способ освоения иностранного языка. Преимуществами такого варианта можно назвать следующее:
педагог сможет ответить на ваши вопросы или повторно объяснить материал;
изначально правильная постановка произношения, которому не придется переучиваться;
контроль за выполнением заданий, что будет неплохой мотивацией для продвижения вперед;
возможность повтора сложной темы;
только опытный педагог подберет для вас литературу, которая поможет быстрее овладеть шведским;
носитель языка обратит ваше внимание на слабые моменты, которые вам необходимо дополнительно проработать;
ускорение или замедление темпа обучения в зависимости от ваших способностей.
Недостатками изучения языка с репетитором можно назвать высокую стоимость занятий, зависимость от возможности педагога уделить вам время, дополнительные расходы в том случае, когда вы будете заниматься не на своей территории.
Что предлагают онлайн-школы по изучению языка
Дистанционные школы с каждым днем набирают популярность. Это вполне объяснимое явление связано с относительно гибким графиком, который подходит занятым и работающим людям. Все, что необходимо для начала занятий – свободное время и наличие интернета, при этом особо прогрессивные сайты предлагают уже за месяц пройти путь от новичка до человека, способного читать, писать и говорить на совершенно незнакомом языке. Кроме этого, удаленное обучение характеризуется высокой результативностью, гарантией профессионализма носителей языка, возможностью начать изучение с любого уровня и до бесконечности, и самостоятельно выбирать – уделить большее внимание разговорной речи или грамматике.
Перед началом курса вам предложат пройти небольшое тестирование, чтобы реально оценить ваши шансы и понять, с какого уровня стоит стартовать. Нестандартный и современный подход к овладению языком уводит изучающего шведский от классических скучных заданий и упражнений. Динамичные, интересные уроки настроят на легкий лад и придадут уверенности в своих силах, при этом ваши знания будут всесторонними – начиная от азов и заканчивая сложными грамматическими конструкциями и общением с носителем шведского языка.
Методология быстрого изучения шведского
Большинство клиентов удаленного обучения языку – новички, которые ранее шведский даже не слышали. Для них предусмотрена специальная программа, которая нацелена на быстрое и продуктивное изучение:
Для этого существует отработанная годами методика, призванная грамотно распределить время на все виды занятий, начиная от пополнения словарного запаса и заканчивая проговариванием сложных для русскоязычного человека фраз. В зависимости от скорости, с которой вы собираетесь овладеть шведским, вам предложат:
краткий скайп-курс (3-4 недели);
базовое изучение шведского в течение 20 недель;
10-дневные занятия с носителем языка;
индивидуальную программу, созданную специально под ваши потребности;
языковое соревнование (или марафон), который считается самым быстрым вариантом овладения шведским – за 30 дней вы полностью завершите уровень А1.
После выбора одного из курсов от вас потребуется ответственный и систематизированный подход к учебе. Пропуск одного занятия резко уменьшит ваши шансы изучить шведский быстро. Упражняться и совершенствоваться вы можете в любом месте и в любое время – приложения на Android или IOS помогут вам в этом. Обратная связь с преподавателем будет включать в себя упражнения, выполнение тестовых заданий, написание отчетов об изученном материале.
В идеале, уже через несколько недель вы будете способны без страха общаться с носителем языка, свободно читать, понимать на слух простые предложения и произносить фразы с соблюдением тонического ударения. Задача удаленного обучения – сделать вас увереннее, помочь преодолеть языковой барьер, дать возможность быстро понять структуру языка и двигаться к вашей цели – учебе, работе в Швеции или деловому общению со шведами.
Использовать одно слово для обозначения десятка чувств, эмоций и состояний – очень по-шведски. Например, слово bra , буквально означающее «хорошо/хороший», может переводиться и как «прекрасно», «чудесно», «нормально», «отлично», «неплохо» и так далее, в зависимости от контекста. Слово tr å kigt – синоним к «плохо», «скучно», «нудно», «трудно», «тяжело» (этот список также можно продолжить). Степень выраженности эмоции остается полностью на усмотрение говорящего. Герои кинорежиссера Роя Андерссона, один за другим повторяющие: « Vad roligt att h ö ra att ni har det bra !» (”Как здорово/радостно/приятно, что у вас все хорошо!»), именно так слово roligt («здорово/радостно/приятно») и используют. Им, быть может, вовсе не радостно и не приятно, но спасительное неконкретное слово и фальшью не звучит, и приличия соблюсти позволяет.
5. В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил
В шведском много слов и выражений, не имеющих дословных аналогов в других языках. Главное из них – lagom – настоящий концентрат шведскости. Lagom (”в меру, в самый раз») – неформальный девиз большинства шведов, выражающийся в стремлении не переборщить и не злоупотребить . Этим словом-мантрой швед воспользуется, отвечая, сколько класть сахара в чай, до какой степени прожаривать мясо, какой должна быть температура в комнате. Lagom означает, что все должно быть в меру, ни в коем случае не чересчур. Окончание – om напоминает о временах, когда в шведском существовала система падежей и – далее версии расходятся – либо все следовало делать «по правилам/закону» либо «всей командой» (lag : «закон» и одновременно «команда»).
Какая бы версия ни была более точной, посудите сами: Карлсон ведь не страдает от недоедания, но и обжорой его назвать моветон: он в меру – lagom – упитанный мужчина в самом расцвете сил.
6. Уютное слово
Еще одно слово, которому трудно найти точный аналог в других языках, – mysigt . В дословном переводе оно означает «уютно». Однако шведы употребляют это слово и родственное ему mys (изначально: «уют») чаще всего в значениях «приятно», «красиво», «мило», «удобно». Если швед спросит, что вы делали в выходные, а вы опишете ему картину семейной идиллии у камина или расскажете про ужин в любимом ресторане, в знак одобрения собеседник, скорее всего, произнесет: Vad mysigt ! («Как уютно/приятно/мило/прекрасно!»). Отсюда еще одно непереводимое, сугубо шведское понятие – fredagsmys . Шведы любят понежиться на диване перед телевизором и похрустеть чипсами, попкорном или карамельками, особенно по пятницам (fredag ). Именно этот ритуал и отражен в слове fredagsmys .
7. Шведская семья – в шведском языке
Многие шведы предпочитают официальному браку – гражданский (что вовсе не предполагает распущенности нравов, с которой ошибочно связывают лукавое «шведская семья »).
Sambo – в переводе означает «сожитель». Этим термином пользуются, когда пары не оформляют брак официально, но делят жилплощадь и расходы по хозяйству. Согласно статистике, шведские пары предпочитают статус sambo и под венец не спешат. Слово удобно и гендерно-нейтральным статусом: подходит для партнера любого пола. S ärbo – тот или та, с кем швед(ка) состоит в отношениях, но живет раздельно. Экзотическое mambo означает взрослого человека, по-прежнему живущего с мамой. А если отношения исчерпаны и приходит пора расставаться – это, конечно, тяжело, но за детьми в большинстве случаев расходящиеся партнеры будут ухаживать по очереди; мама, без сомнения, сможет обеспечивать себя экономически , а потом, скорее всего, вступит в новый союз. И дети этому вовсе не помеха. В лексиконе детей тогда появятся, например, bonuspappa , bonusfarmor , bonussyskon («бонусные» папа, бабушка, сводные братья и сестры). Если мамин новый парень так себе, то за глаза его могут назвать и plastpappa («пластиковый папа»). Но при той любви, которой шведы окружают детей, родных и приемных, скорее всего, он станет pluspappa («плюс-папа»). Еще один папа – это же здорово.
8. Диалектов – не сосчитать
В общемировых масштабах Швеция – маленькая страна, однако достаточно проехать по ней сотню-другую километров, чтобы заметить, что сотрудник заправки, продавщица в кафе и полицейский вдруг заговорили по-другому. В пределах страны и в соседней Финляндии (до начала 19 в. входившей в состав Швеции) можно насчитать сотню диалектов, которые разительно отличаются друг от друга и произношением, и интонацией. Стандартный шведский, так называемый rikssvenska , основывается на диалектах Стокгольмского региона. Но пользоваться им никто не принуждает: в вечерних новостях шведского телевидения, ведущий может говорить на стокгольмском, репортер – на готландском, метеоролог – на финношведском, а спортивный комментатор – на сконском. Понять жителей южной провинции Сконе (Skåne) – испытание для шведов из центральных и северных регионов. Сконе граничит с Данией и, в силу общей истории, тяготеет к датскому произношению. Над сконским принято добродушно шутить. Ведущие конкурса песни Евровидения в Швеции первым делом сообщают: ”Да, мы знаем, что вы сейчас думаете – господи, опять эти ведущие из Сконе!» На национальном уровне все основные диалекты признаны равноценными, и ни один не считается единственно правильным. Да здравствует разнообразие.
9. Вдох – выдох
Особенность беседы в северной Швеции: во время разговора швед вдруг резко и довольно громко втягивает воздух ртом. В воздухе повисает нечленораздельный звук. Вывод, что у собеседника начался приступ астмы, ошибочен. Не волнуйтесь, он с вами. У немногословных северных шведов так принято выражать согласие – не размениваясь на лишние слова.
10. Ты, ты, ты
Как и в большинстве других языков, в шведском существует форма обращения к собеседнику на ты (du ) и вы (ni ). При этом, на практике, шведы обращаются на ты (du ) практически ко всем, независимо от возраста и социального положения. Это наследство языковой реформы, проведенной социалистами в конце 1960-х – начале 1970-х. Обращение на вы (ni ) заставит собеседника насторожиться: мне намекают, что я очень стар? заискивают и чего-то от меня хотят? подчеркивают дистанцию? или это шутка? Не годится обращение на ты лишь для членов королевской семьи . Но и к ним обращаются не на вы, а в третьем лице: «Не желает ли король отведать оленины?», «Можно ли сфотографироваться с королевой?”. На ошибочное «ты» король и королева реагируют без раздражения: подданные регулярно ошибаются.
Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениямиВ этом уроке мы с Вами будем работать с существительными в шведском языке.
Обычно тему существительных мы не выносим в базовый курс за 7 уроков просто потому, что вся работа по существительным практически во всех языках сводится к одному: есть артикль перед существительным и его нужно учить вместе со словом. Все.
В шведском языке принцип работы с существительными отличается от того, к которому мы
привыкли. И мы не могли обойти эту особенность стороной. Кстати, точно так же работают существительные и в
норвежском языке.
Если интересно сравнить, обязательно откройте этот же урок в нашем курсе Норвежский
язык за 7 уроков .
Этот урок будет несложным, но немного «ювелирным» – нам нужно будет обращать внимание на окончания у существительных. Мы рекомендуем возвращаться к этому уроку на протяжении всего курса.
Существительные в шведском языке делятся на два рода – общий и средний. Показателем рода в иностранном языке является артикль – неопределенный или определенный.
Неопределенность в шведском языке – неопределенные артикли:
en – для общего рода:
en
man –
мужчина, человек
en
kvinna – женщина
en
skola – школа
ett – для среднего рода:
ett
hus – дом
ett
äpple – яблоко
ett
bord – стол
Мы употребляем существительное в неопределенной форме (с неопределенным артиклем ) в тех случаях, когда оно упоминается впервые – так же, как и в других европейских языках, например, английском и немецком.
Jag har en penna
. – У меня есть ручка.
Det
här är en katt
. – Это кошка.
Конечно, есть и исключения.
Неопределенный артикль НЕ ставится:
перед родом занятий, вероисповеданием, национальностью в тех случаях, когда мы рассказываем о человеке.
Han är biolog
. – Он биолог.
Hon är svensk
. – Она шведка.
Han är buddhist
. –
Он буддист.
в тех случаях, когда мы говорим про неисчисляемые существительные.
Jag har inte tid . – У меня нет времени.
в некоторых устойчивых выражениях.
Jag äter middag klockan sju. – Я ужинаю (= ем ужин) в семь.
Определенность в шведском языке
А вот теперь самое интересное!
Привычного для нас определенного артикля в шведском языке нет.
Как же тогда шведы делают акцент на чем-то определенном? Все очень просто.
Шведы ее получают так: они просто берут неопределенный артикль, приклеивают его к концу слова и получают, таким образом, что-то определенное :
для общего рода:
en hund – hunden (собака)
Если существительное заканчивается на любой гласный, добавляется только -n :
en flicka – flickan (девочка)
Если существительное заканчивается на -er , -el , -or , то, опять же, добавляется только -n :
en
syster – systern
(сестра)
en
nykel – nykeln
(ключ)
en
dator – datorn
(компьютер)
для среднего рода к концу слова добавляется -et :
ett
hus – huset
(дом)
ett
barn – barnet
(ребенок)
Если существительное заканчивается на любой гласный, то добавляется только -t :
ett
äpple – äpplet
(яблоко)
ett
frimärke – frimärket
(марка)
Если существительное заканчивается на окончания -er , -el , то предпоследняя -e исчезает, и добавляется -et :
ett
mönste
r – mönstret
(узор)
ett
seke
l – seklet
(век)
Если в существительном один слог и оно заканчивается на -n или -m , то эта последняя -n или -m при образовании определенной формы часто удваивается:
en
man
– mannen
(мужчина)
ett
rum
– rummet
(комната)
Без исключений никуда, поэтому:
en
kran – kranen
(кран)
en
son – sonen
(сын)
Определенная форма существительного используется также в тех случаях, когда мы точно знаем, кому принадлежит предмет или часть тела, даже если предмет упоминается в первый раз. В этих случаях, если использовать неопределенную форму, то можно подумать, будто бы это просто один из предметов, неизвестно, какой. Особенно хорошо это видно на примере с частями тела:
Jag har ont i huvudet. – У меня болит голова (= Я имею боль в голове).
Если сказать “Jag har ont i ett huvud ”, то получится, что у меня болит какая-то непонятная голова, одна из многих, что, конечно, прозвучит странно.
Это же правило касается личных предметов, а также предметов, имеющих непосредственное отношение к человеку в данный момент, например:
Jag sitter vid datorn. – Я сижу за компьютером (своим, конкретным, а не просто одним из компьютеров, существующих в мире).
Jag sitter på tåget. – Я сижу в поезде (в конкретном поезде, в котором я еду, например, из Гетеборга в Мальме).
Han går i skolan. – Он ходит в школу (конкретную, а не каждый день в новую).
В английском языке иногда в похожей ситуации может быть использовано притяжательное местоимение, например, «я чищу зубы» по-английски будет “I clean my teeth”, а по-шведски “jag borstar tänderna ” (tand – зуб , tänder – зубы , tänderna – (определенные) зубы ).
Мы не будем давать Вам правила для множественного числа. В этом случае лучше всех поступили немцы, заявив, что вместе с артиклем слова нужно сразу же учить и его множественную форму. Это намного проще, на самом деле, чем учить правила и исключения к ним.
В упражнениях Вы встретите слова во множественном числе – просто учите их как новое слово.
Это все мы отработаем в упражнениях, так что:
Ingen panik! – Без паники!
Oroa er inte! - Не переживайте!
Это самое главное, что нам с Вами нужно вынести из этого урока.
Понятно, что есть некоторые исключения из этих правил, с ними мы познакомимся в упражнениях, но таких исключений не особо много.
В упражнениях существительные определенной формы будут помечены как (опред. ф.) .
Если такой отметки возле существительного нет, это значит, что слово стоит в неопределенной форме либо там явно видно, что форма определенная: например, этот дом или я продаю квартиру (понятно, что свою определенную квартиру).